Анализ российского финансового рынка: современное состояние в контексте глобальной конкуренции
10.08.2016
Развитие финансового рынка является одной из важнейших задач государства. Экономический рост страны невозможен без доступности финансовых ресурсов для предприятий всех отраслей экономики, прежде всего за счет инструментов долевого и долгового финансирования и страхования рисков. В результате снижения доступности внешних источников финансирования и снижения цен на сырье с середины 2014 г. все большее количество организаций обращает внимание на внутренние источники финансирования. Поэтому задачи по стимулированию отечественных инвесторов и созданию благоприятных условий для их функционирования выходят на первый план на современном этапе развития финансового рынка.
На протяжении последнего десятилетия развитие российского финансового рынка происходило в условиях глобализации, роста интернационализации рынка ценных бумаг, увеличения количества и объемов трансграничных инвестиционных сделок, а также усиления конкуренции среди мировых финансовых центров. Если смотреть на динамику российского финансового рынка, то в процессе его развития были достигнуты положительные результаты: в 2012-2015 гг. отношение капитала к ВВП увеличилось с 9,4% до 11,1%, кредитов экономике к ВВП – с 41,6% до 54,4%, активов пенсионных фондов к ВВП – с 5,3% до 6,1%. Однако, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами, российский финансовый рынок находится на достаточно низких позициях.
Например, в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности, который ежегодно рассчитывается Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), по итогам 2015-2016 гг. по сравнению с рейтингами предыдущих годов Россия заметно улучшила показатели фактора «развитие финансового рынка», который является составной частью итогового индекса. Однако этот показатель все же остается на весьма низком уровне (3,5 балла из 6), при этом Россия находится на 95 месте из 140 и значительно отстает от прочих стран БРИКС и G20. Наиболее низкие показатели отмечаются в устойчивости банков, регулировании фондовых бирж, финансировании через локальный фондовый рынок.
Согласно индексу финансового развития, разработанному Международным валютным фондом (МВФ) специально для оценки финансового сектора, Россия уверенно превосходит показатели развивающихся стран и находится на уровне стран БРИКС. При этом значительное преимущество по одним показателям (например, эффективности и доступности финансовых рынков) сопровождается отставанием по другим (например, глубине финансовых рынков и институтов и уровню эффективности институтов).
Представители МВФ отмечают, что слабой стороной российского финансового рынка является преобладание банковской системы, которая пока не может обеспечить достаточный уровень внутреннего кредитования, при незначительной доле активов некредитных финансовых организаций. Так, активы банков составили 102,7% от ВВП на конец 2015 г., в то время как активы прочих участников финансового рынка (страховые компании, ПИФ, НПФ) в сумме составили 12,3% от ВВП.
Также стоит отметить, что российский рынок акций, который в большей степени был сформирован в результате приватизации государственных предприятий, не смог стать источником массового привлечения капитала из-за низкого уровня доверия к корпоративному управлению. По итогам 2015 г. капитализация российского рынка акций составила 28,8 трлн руб. или 35,6% ВВП, что существенно ниже среднемирового уровня – 82,3% ВВП.
Другой проблемой российского финансового рынка является его низкая эффективность. Например, такой показатель эффективности банковской системы как соотношение депозитных и кредитных ставок сопоставим со средним уровнем развивающихся стран, однако относительно высокая доля непроцентных доходов или отношение накладных расходов к активам говорят о том, что банки вынуждены покрывать высокие издержки за счет доходов, не связанных с их основной деятельностью.
Указанные проблемы могут объясняться достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, высоким спросом на банковские вклады за счет простоты, привычности и доступности этого инструмента, предпочтением населения обращаться в кредитные организации, которые помимо стандартных банковских услуг предоставляют услуги на фондовом рынке, а также недоверием к некредитным финансовым организациям.
Кроме того, российский финансовый рынок характеризуется высоким уровнем концентрации активов: в среднем 10-15% компаниям отдельных сегментов рынка принадлежит 80% всех активов. При этом в последние годы эта тенденция усиливается за счет ухода с рынка мелких игроков или их объединения с другими компаниями. Например, количество кредитных организаций с 2012 г. по 2015 г. снизилось на 30% (с 956 до 733).
Таким образом, на сегодняшний день российский финансовый рынок менее развит не только по сравнению с рынками развитых стран, но и развивающихся. В большей степени это обусловлено недостаточно разработанной нормативно-правовой базой и нестабильной экономической ситуацией, а также недоверием населения к финансовым организациям и низким уровнем финансовой грамотности. В связи с этим Правительством РФ утверждена «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года», в которой смещается акцент с валового роста потребления финансовых услуг населением к росту удовлетворенности финансовыми сервисами, что будет способствовать долгосрочному росту финансовой индустрии.
Для развития финансового рынка России в настоящее время принимается ряд мер. Например, для повышения финансовой грамотности населения Министерством образования с 2016 г. вводится тематический модуль в обязательную школьную программу по предмету «обществознание». По прогнозам аналитиков, в повышении доступности финансовых услуг для населения и бизнеса сыграет роль ожидаемое снижение ключевой процентной ставки с текущего уровня в 10,5% до 9,5% к концу года. При этом некоторые банки уже начинают снижать ставки по кредитам: например, в июле 2016 г. Сбербанк снизил ставки по ипотечным продуктам на 0,5 п.п. до 12,5% годовых (или 11,9% для ипотеки с господдержкой). Кроме того, с 2016 г. Банком России снижен коэффициент риска по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства со 100% до 75%, что повышает их привлекательность для кредитных организаций.