Предпосылки внедрения стандарта АСИ в СКФО
28.06.2013
Россия взяла курс на активное международное сотрудничество, в связи с чем возникла необходимость проанализировать регионы: готовы ли они сотрудничать и принимать плюсы и минусы иностранных партнеров, а также самостоятельно создавать продукты, интересные не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. По инициативе действующего президента страны Владимира Путина для улучшения инвестиционного климата в стране было организовано АНО «Агентство стратегических инициатив». Агентство изначально создавалось как площадка для контакта между средним бизнесом и властью, для того чтобы средний бизнес имел больше возможностей для роста. АСИ проанализировало опыт успешных российских регионов (Калужская область, Республика Татарстан и др.) по привлечению инвестиций и в первой половине 2012 года сформировало Стандарт инвестиционной привлекательности. Он включает в себя 15 требований к деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для развития бизнеса. Стандарт разработан на основе опыта, успешных практик тех регионов Российской Федерации, в которых региональные администрации уже добились успеха в привлечении инвестиций в экономику территории.
В большинстве регионов России инвестиционный климат неблагоприятен, а особенно актуальной поддержка АСИ является для депрессивных регионов. Так, до недавнего времени Южный и Северо-Кавказский федеральные округа были единым административным пространством, и проблемы регионов СКФО не обсуждались так масштабно, как это происходит в настоящее время. Сейчас остро стоит вопрос о том, каким образом восстанавливать экономику округа, как бороться с безработицей и инфраструктурными проблемами.
АСИ еще только открывает инвестиционный рынок Северо-Кавказского округа. Первым регионом СКФО, где начинается внедрение стандарта АСИ, стала Кабардино-Балкарская Республика. Стратегия развития региона предполагает опережающее развитие агропромышленного комплекса, в КБР уже реализуется ряд крупных инвестиционных садоводческих проектов. Крупнейшим инвестором выступает здесь государство.
До сих пор доля государства в финансировании проектов СКФО составляет выше 40%, а в Чеченской Республике — около 90%. Существует несколько причин низкой эффективности привлечения частных инвестиций в данный округ:
- высокий уровень рисков, неразвитая инфраструктура и недостаток стимулов для инвесторов (прежде всего внешних);
- отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке;
- отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
- неразвитый сектор предпринимательства.
Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои специфические особенности. Также и внутри СКФО есть регионы, которые можно отнести к инвестиционно привлекательным. Например, Ингушетия наряду с туристическими проектами активно развивает промышленность строительных материалов и — как наиболее емкую по трудоресурсам отрасль — сельское хозяйство. В регионе создается кластер инновационных энергоэффективных строительных материалов, в который войдут несколько заводов (железобетонный, газосиликатный, по выпуску сухих строительных смесей, извести и инертных материалов), домостроительный комбинат и логистический терминал, птицекомплекс по глубокой переработке индейки.
Рынок строительства промышленных и гражданских объектов в других субъектах Российской Федерации более подробно освещен в исследовании Intesco Research Group «Рынок промышленного и гражданского строительства: прогноз на 2013–2016 годы».
Важно заметить, что первыми, кто стал вкладывать финансовые средства в Республику Ингушетия, были сами ингуши, которые проживают за пределами региона. А стремление к прозрачности расходования бюджетных средств повысило доверие федеральных властей к региону. Эти факторы и то, что наиболее крупные частные инвесторы уже активно и успешно работают над проектами, в свою очередь подстегивают интерес более мелких бизнесменов.
Создание благоприятного инвестиционного климата на территории СКФО является не просто фактором увеличения экономической эффективности его регионов, а скорее необходимостью для восстановления баланса, как трудового (снижение уровня безработицы), так и социального (обеспечение инфраструктурными объектами). Деятельность Агентства стратегических инициатив в этом плане является одним из инструментов формирования среды и условий для привлечения средств в регионы.