Braun и Green: индустриальные парки зовут инвесторов
07.07.2014
Индустриальные парки в России и европейских странах имеют разные условия для становления: Европа густонаселенна, а оставшиеся нетронутыми, если еще можно так сказать, леса и поляны берегут экологи, велосипедисты и Европейская комиссия. Таким образом, местные власти ломают голову над тем, как еще эффективнее использовать эксплуатируемые клочки земли и получить с них большую прибыль, создавая браунфилды (brownfield) и гринфилды (greenfield), которые имеют здесь столетнюю историю. В России же первые подобные проекты стали появляться менее десяти лет назад: у нас и земли вокруг городов достаточно, и после распада СССР зданий пустующих множество.
Индустриальный парк — это не просто территория для размещения с проведенными коммуникациями. Помимо инженерной инфраструктуры она должна быть как минимум обеспечена подъездными путями и иметь управляющую компанию. Специализированной ассоциацией в России в 2012 году был разработан стандарт, в соответствии с которым проводится добровольная сертификация объектов.
Дело в том, что закрытых после смены экономического режима заводов осталось огромное множество, и часть строений стоят заколоченными до сих пор. «Продвинутые» российские города, вроде Нижнего Новгорода, Новосибирска и, разумеется, обеих столиц, активно разрабатывают на заброшенных фабриках креативные пространства (с музыкальными площадками, коворкинг-центрами и художественными выставками), но подобное решение в целом для России совсем не выход: десятки творческих центров вряд ли смогут сколько-нибудь значительно увеличить ВРП региона.
Имея в распоряжении зарубежный опыт, Россия к концу 2013 года построила и запустила 16 (в большей степени соответствующих данному определению) браунфилдов — индустриальных парков на ранее используемых промышленностью территориях, 8 из них уже прошли ту самую сертификацию. И почти все российские браунфилды — частные.
Интересно отметить, что гринфилдов (индустриальных парков, созданных на ранее не используемых землях) функционирует к настоящему времени на четверть больше, хотя в числе планируемых объектов на 1 браунфилд приходится уже 6–7 «зеленых полей». Гринфилды в большинстве своем инициируются и строятся государством, и объясняется это очень просто: реконструкция советских зданий зачастую может обойтись дороже, чем подведение коммуникаций к пустым землям — таким образом, в случае если в индустриальный парк так и не придут инвесторы (что уже бывало в российской практике), убыток будет не столь высоким. Подобная ситуация актуальна в основном для государственных проектов — слишком часто их первоочередная цель заключается в привлечении средств из федерального бюджета в рамках актуальных госпрограмм, а «заодно» улучшение инвестклимата. Качество проработки проектов по индустриальным паркам в таких случаях оставляет желать лучшего.
В частных проектах, когда инициаторы рискуют потерять собственные деньги, рынок и потребности инвесторов изучаются более тщательно, а выбираются те площадки, которые будут востребованы у бизнеса, а не те, которые давно простаивают без дела.
Индустриальные парки не являются волшебным магнитом для частных инвестиций и срабатывают тогда, когда помимо этой самой площадки инвестор находит в регионе рынок сбыта, рабочую силу и возможности для развития. В случае же когда с этими вопросами в регионе проблема, применять нужно совсем другие инструменты.