Деньги в инфраструктуру или инфраструктура для денег
14.07.2014
Одной из составляющих инвестиционного климата является финансирование инфраструктурных проектов. В России само состояние инфраструктуры является отражением инвестиционного климата: свободные площадки, ресурсы есть — инфраструктуры нет.
Во многих странах приветствуется участие частного капитала в развитии инфраструктуры. Также и в России данный принцип получил развитие через приватизацию, реформу электроэнергетической отрасли, концессионные соглашения. Однако остается довольно много проблем, ограничивающих инвестиционную деятельность в странах Центральной и Восточной Европы, куда относится и Россия. Среди них: доступность финансирования, нормативно-правовое регулирование, политическая нестабильность, дающая о себе знать в последние полгода. Важную роль играет рыночная нестабильность, риск снижения спроса. Кроме этого, сами инвестпроекты имеют слабые места в форме недостатков риск-менеджмента корпоративного управления.
В ближайшие годы расходы на инфраструктуру в мире будут расти, несмотря на медленный рост экономики. Причем, драйверами роста станут страны азиатско-тихоокеанского региона, до 60% всех затрат, по прогнозу, придутся именно на этот рынок.
Как сама инфраструктура является одной из составляющих инвестиционного климата, так и для ее улучшения необходим благоприятный инвестиционный климат. Для инвесторов и инженерно-строительных фирм часто препятствиями становятся непредсказуемые правила и бюрократические проволочки. Например, те инфраструктурные проекты, которые Россия предлагает крупным соинвесторам на принципах государственно-частного партнерства, даже при минимальном участии бюджетных денег будут зависимы от государства.
Так, например, железнодорожная инфраструктура или коммунальные сети находятся в поле влияния и собственности государства: в обеих сферах происходит жесткое регулирование роста платежей и тарифов. На международном уровне для реализации такого рода инвестпроектов используется механизм концессии, как разновидность ГЧП.
На сегодняшний день в России в действующих проектах государственно-частного партнерства федерального масштаба доля частного капитала меньше половины, и в будущем частные инвестиции, скорее всего, не превысят 50%. В большинстве известных проектов государство большую часть затрат берет на себя. Например, для строительства моста через реку Лену стоимостью 64 млрд руб. Росавтодор готов выделить 54 млрд руб. Финансирование строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва —Казань также на 70% будет осуществлено из бюджета, Фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионных накоплений, которые находятся под ведомством Внешэкономбанка. При строительстве Центральной кольцевой автодороги предполагается, что государство профинансирует от 65% до 95%.
В начале 2014 года было объявлено, что почти 100% средств на реконструкцию инфраструктурных проектов Московского авиаузла государство предоставит из ФНБ. Учитывая, что по действующим правилам инвестирования суверенного фонда деньги из ФНБ не могут превышать 40% стоимости проекта, данный факт говорит о критической ситуации с привлечением частных инвестиций. Инфраструктурное инвестирование в России протекает сложно, окупается долго и зачастую связано со множеством барьеров. А после присоединения Крыма к России привлекать частных инвесторов стало еще сложнее, и в таких условиях развитие инфраструктуры рассматривается как одна из лучших мер поддержки экономики.