Дорогие дороги и их место в проектах ГЧП
20.08.2014
В России постепенно создаются благоприятные условия для проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Концессионное законодательство с каждым годом становится все гибче и начинает адаптироваться ко многим сферам, несколько лет реализуются курсы повышения квалификации и целые программы обучения для будущих специалистов, накапливается позитивный опыт проектов на разных уровнях и в различных сферах. И хотя по сравнению с другими странами ГЧП в России находится в зачаточном состоянии, оно уже перестало быть пугающей аббревиатурой.
Основой для развития механизмов государственно-частного партнерства являются потребности государства в качественной инфраструктуре — транспортной, коммунальной, энергетической и социальной. В большинстве регионов она либо кардинально устарела, либо недостаточна и не обеспечивает потребности населения. Малый объем инвестиций в транспортную отрасль на протяжении последних 20 лет отбросил Россию на 93-е место в мире по показателю качества инфраструктуры согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум). Единственным конкурентоспособным видом инфраструктуры в Российской Федерации, по мнению международного сообщества, являются железные дороги: по этому показателю страна занимает 31-е место в общем рейтинге. Учитывая размеры государства, это неудивительно: по протяженности электрифицированных железнодорожных путей (43 000 км) у Российской Федерации прочное первое место в мире.
Основным реализатором проектов с участием частного капитала в автодорожной инфраструктуре выступает государственная корпорация «Автодор». В число проектов, подготавливаемых к середине лета 2014 г., входят строительство участков автомобильной дороги «Дон», нового обхода М-7 «Волга», реконструкция участка трассы M-3 «Украина» и другие проекты.
По инициативе Автодора и при поддержке Министерства транспорта РФ в апреле нынешнего года была создана Национальная ассоциация инвесторов и операторов дорожной отрасли. Основная цель ассоциации — объединение ключевых профессиональных игроков на рынке дорожной инфраструктуры, включая как российских, так и зарубежных участников рынка.
Но разумеется, существуют и проекты в автодорожной инфраструктуре федерального и регионального значения (не говоря уже о муниципальном), в которых ГК «Автодор» не участвует. Так, ранее компания отказалась от работы в проекте Восточного выезда из Уфы, с помощью которого Республика Башкортостан рассчитывала соединить через город федеральные трассы М5 и М7. Но летом 2014 г. в проекте решил принять участие Внешэкономбанк. Модель государственно-частного партнерства, участием в котором рассчитывают заинтересовать бизнес, должна быть подготовлена ВЭБом к осени. Восточный выезд рассчитывают реализовать целиком за счет инвесторов в рамках контракта на 35 лет. Общий объем инвестиций в автодорогу оценивают в 25 млрд руб. Источником возврата средств будет, во-первых, плата за проезд по дороге, во-вторых, порядка 10 млрд инвестору вернет мэрия, продав под застройку 1,5–2 га земли в Зауфимье, в-третьих, до 2,5 млрд руб. должны обеспечить средства дорожного фонда республики.
Что касается масштабных проектов в сфере железнодорожной инфраструктуры, то, например, в начале 2015 г. администрация Санкт-Петербурга планирует объявить конкурсы на строительство трех линий легкорельсового транспорта (ЛРТ) на основе государственно-частного партнерства в рамках концессионных соглашений на 20 лет. Строительство линии Пулково — Купчино оценивается в 16,5 млрд руб., Кировский завод — «Балтийская жемчужина» и Рыбацкое — Колпино — примерно в 9,5 млрд руб. Согласно озвученной схеме реализации проекта город обязуется выделить под это земельные участки и осуществлять плату частному партнеру для обеспечения его минимального дохода. Концессионер же обязан закупить подвижной состав, построить линию, самостоятельно или с привлечением компании-оператора эксплуатировать и обслуживать ее. По окончании действия соглашения объект переходит в собственность города. Строительство линии Пулково — Купчино планируют завершить к чемпионату мира по футболу в 2018 г.
Транспортную инфраструктуру участники рынка оценивают как самую перспективную для реализации проектов ГЧП. Именно на проекты в сфере транспортной инфраструктуры государство планирует, согласно госпрограммам, направить в последующие годы наибольшие объемы средств, поскольку уже построенные федеральные объекты дали мощный импульс регионам, и как раз в этой сфере наиболее качественно проработан вопрос распределения рисков и возврата инвестиций.