Этапы формирования стратегии компании
04.06.2014
Постоянно меняющаяся внешняя среда требует от компании стратегического планирования для принятия оптимальных непротиворечивых решений, ведущих к усилению позиции на рынке.
Долгосрочные стратегические задачи компании могут быть разделены на четыре группы:
- рост прибыли;
- снижение издержек;
- увеличение доли рынка;
- улучшение социальной политики.
Стратегическое планирование предполагает постановку цели и определение пути ее достижения. Разработанная стратегия компании в дальнейшем определяет принятие решений на разных уровнях. Стратегия может разрабатываться не только для компании в целом, но и для отдельных направлений ее деятельности, а также для функциональных направлений (например, финансовая стратегия) и отдельных подразделений.
Формирование стратегии проходит в несколько этапов:
- на первом определяется миссия и цели компании;
- затем проводится анализ внешней и внутренней среды;
- после чего разрабатываются и оцениваются альтернативы;
- в результате выбирается стратегия и планируется ее реализация.
В результате формирования стратегии компания получает ответ на ряд ключевых вопросов:
Рисунок 1. Этапы формирования стратегии и ключевые вопросы каждого этапа
Миссия компании — это базовая, статичная часть стратегии; она формулирует основное направление деятельности компании, наделяя ее при этом индивидуальностью и дифференцируя от других компаний. Миссия транслирует ценности компании как во внешнюю среду, так и сотрудникам. При ее формулировке учитывают внешнюю среду компании, историю деятельности, ресурсы и возможности, которыми компания располагает, и видение первых лиц.
Рисунок 2. Параметры, определяющие миссию
Далее путем декомпозиции определяются цели компании. В отличие от миссии они ориентированы на ограниченный промежуток времени, предполагают достижение определенных, количественно измеримых показателей с использованием имеющихся ресурсов.
Следующим этапом становится комплексная оценка внутренней и внешней среды компании, которая позволит получить целостный взгляд на текущую позицию компании и ее возможности.
Далее разрабатываются возможные варианты деятельности фирмы, которые позволят достичь выдвинутых целей. Производится сравнительная оценка предложенных вариантов.
Завершающим этапом становится определение ключевых задач и путей их решения в рамках выбранной стратегии, временное планирование деятельности компании, направленное на достижение поставленных целей.
Рисунок 3. Инструменты стратегического планирования
Краткий обзор формирования стратегии компании продемонстрировал, что это продолжительный процесс, требующий значительной аналитической работы. В связи с этим формирование стратегии чаще доверяют консалтинговой компании, которая, обладая опытом работы и обширным используемым инструментарием, способна организовать этот процесс наиболее эффективным образом. Но в целом стратегический консалтинг ориентирован на разработку решений, которые способны повысить конкурентоспособность компании на рынке, и его деятельность не ограничивается разработкой стратегий.