Государство заплатит: ГЧП без коммерческой выручки
05.08.2014
При реализации проектов ГЧП в рамках концессионного соглашения возврат инвестиций частного инвестора по российскому законодательству осуществляется либо за счет сбора с населения платы за услуги пользования объектом, либо через платежи публичного партнера.
Платеж концедента (государства) на эксплуатационной стадии исполнения концессионного соглашения выплачивается концессионеру (частной компании) за доступность объекта для пользователей. Законодательством предусмотрено несколько видов ассигнований из бюджета на финансирование деятельности частных юридических лиц в интересах государства — в виде бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.
На основе платы концедента будет произведено, например, финансирование, строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» на участке 543–684 км с общей стоимостью 89,15 млрд руб. При строительстве участка будут возведены 52 моста и путепровода, 3 транспортные развязки и один тоннель. Публичным партнером от имени Российской Федерации выступила ГК «Автодор», которая профинансирует 75 % стоимости проекта. Частный инвестор должен построить и эксплуатировать объект в течение 24 лет, включая проведение ремонтных работ, а также осуществлять сбор платы за проезд в пользу государства.
По текущему законодательству Российской Федерации плата концедента может использоваться как механизм возврата инвестиций только при реализации таких проектов, как автомобильные дороги и связанные с ними сооружения. Кроме того, если возврат инвестиций обусловлен платой концедента (государства), то инвестор уже не вправе взимать плату за создание, реконструкцию или эксплуатацию данного объекта с потребителей услуг в свою пользу.
Существующие условия использования такого инструмента в ГЧП-проектах, как плата концедента, чрезмерно ограничивают развитие инфраструктуры, особенно в других сферах, где возврат инвестиций исключительно за счет сбора платы с пользователей услуг невозможен, неочевиден или растянут на десятки лет.
С целью решения данной проблемы 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон № 265, в рамках которого 1 февраля 2015 г. установление платы концедента будет возможно в отношении любых объектов без ограничения, включая школы, больницы, стадионы и теплоэлектростанции. Кроме того, если эта плата не будет покрывать на 100 % расходы частного инвестора (в том числе его прибыль по данному проекту), он вправе взимать плату с иных лиц.
Нерешенными же остались множество вопросов, связанных с платой концедента в проекте, среди которых структура концессионной платы, налогообложение, превышение проектом сроков бюджетного планирования и прочее.
Тем не менее некоторые изменения российского законодательства свидетельствуют о том, что государство постепенно учится слышать предпринимателей и бизнес-консультантов и принимать экономически выгодные обеим сторонам решения.