ГЧП и внешняя политика на пользу Тыве

20.06.2014

Республика Тыва, постоянный аутсайдер среди регионов по инвестиционной привлекательности и экономическому потенциалу, вышла на 46-е место в рейтинге субъектов России по развитию механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в 2014 году, тем самым опередив, например, Челябинскую и Новгородскую области или Республику Чувашия. Поможет ли развитость механизмов ГЧП поставить экономически слабые субъекты на ноги?

Проекты государственно-частного партнерства направлены, прежде всего, на развитие инфраструктуры — транспортной, социальной, энергетической и т. д. Таким образом, данный механизм может позволить Тыве достичь сразу двух целей:

1) привлечь частные инвестиции и тем самым, во-первых, получить опыт совместной реализации проектов и сделать регион менее «пугающим» для бизнеса в дальнейшем, во-вторых, научиться выстраивать грамотную коммуникацию с частным сектором и, в-третьих, оптимизировать и так ограниченные затраты региона на проекты за счет проведения конкурсных процедур;

2) развить ту самую инфраструктуру, качество которой даже в целом по России оставляет желать лучшего.

Республика Тыва характеризуется рейтинговыми агентствами как регион с низким инвестиционным потенциалом и экстремальным риском вложений. Собственно, доля ВРП региона в общероссийской структуре составляет менее одной тысячной процента, а экономические проблемы слишком комплексные и больше напоминают замкнутый круг (инфраструктура, промышленность, рабочая сила, внутренний рынок и прочее). Даже при очень большом желании без крупномасштабных инвестиций развитие региона невозможно. Так, некоторые участники экономических отношений и вовсе без особого энтузиазма смотрят на подобные государственные вложения, считая более целесообразным инвестировать в те регионы, где экономический эффект будет очевиден.

При этом в рейтинге по ГЧП Тыва уверенно стоит в середине. Закон об участии республики в государственно-частных партнерствах был принят еще в 2009 году, более того, в докризисный 2008 год регион утвердил типовое соглашение о создании условий для реализации проектов данного вида. Самый крупный и знаменитый проект, на который возлагаются наибольшие надежды, — это, конечно же, строительство железной дороги «Кызыл — Курагино» (помимо него регионом в разное время упоминались ГЧП-проекты по строительству ТЭС в Кызыле, созданию технопарка и прочее). Его цель как раз в обеспечении региона железной дорогой и одновременно компенсация дефицита коксующихся углей в промышленности страны. Частный инвестор в лице Руслана Байсарова должен выделить 54 млрд рублей, что составляет четверть всей стоимости проекта (при этом проект, готовый к реализации уже в 2009 году, а затем в 2011-м, застопорился сначала из-за кризиса и затем из-за другого частного инвестора, оказавшегося, по сути, не способным его финансировать). Кроме того, проект совместно кредитуют ВЭБ, Сбербанк и ВТБ.

Важно отметить, что планы государства вызваны не просто обеспокоенностью темпами развития отсталого региона, иначе, возможно, оптимистичный 20-летний срок окупаемости тупиковой дороги в неразвитую республику оказался бы чрезмерно длинным. Эта дорога может быть продолжена на Восток — в Китай, Пакистан и Индию, стратегические партнеры России.

Таким образом, экономико-географическое положение республики и ее потенциал благодаря сложению внешних политических факторов и успешной реализации инфраструктурных проектов с участием частных инвесторов могут заиграть новыми красками, и применение механизмов ГЧП на стадии зарождения инвестиционной привлекательности с благоприятной конъюнктурой рынка может принести республике серьезные плоды.