Грузы — на реку!

25.04.2014

Мировым трендом в распределении грузопотоков сегодня является ограничение автомобильного транспорта. Так, согласно программе развития речного транспорта стран Европейского союза, опубликованной Inland Navigation in Europe — INE, к 2030 году планируется переключение трети грузоперевозок, выполняемых автотранспортом на расстояние больше 300 км, на железнодорожный и водный транспорт, а к 2050 году этот показатель, по планам, должен достигнуть половины. Кроме того, к 2030 году, в случае ограничения автотранспорта, ожидается сокращение выбросов СО2 на 30%.

В России акцент следует сделать на перенос части грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный. Нашим аналогом упомянутого выше документа является «Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года» (проект), предусмотренные мероприятия которой приведут к переключению грузопотока с автомобильного на внутренний водный транспорт в объеме 8,7 млн тонн, а с железной дороги — 14 млн тонн.

Однако современное состояние грузоперевозок на внутреннем водном транспорте России характеризуется низкой конкурентоспособностью водного транспорта по сравнению с другими видами транспорта, а также ярко выраженной зависимостью от основного потребителя транспортных услуг на реке — строительных организаций. Так, согласно данным Росстата, доля речного транспорта в структуре грузоперевозок всеми другими видами транспорта (включая трубопроводный) составляет порядка 1–2%, а доля железнодорожного транспорта — порядка 40%. Между тем сегодня мы сталкиваемся с ограничением пропускной способности железной дороги и удорожанием тарифов на железнодорожные перевозки. Внутренние водные пути же, напротив, предоставляют свободные мощности, а тарифы на перевозку речным транспортом на 25–30% ниже железнодорожных. Именно поэтому, по мнению экспертов рынка, следует перенести с железной дороги на реку часть недорогих грузов, например, нерудные материалы.

Однако следует уточнить, что внутренний водный транспорт имеет ряд объективных ограничений: ограниченный период навигации (в среднем 5–7 месяцев), а также меридиональное течение рек, которое не позволяет перемещать грузы с запада на восток и наоборот.

Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок грузоперевозок внутренним водным транспортом. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.