Индустриальные парки: компоненты успеха
15.01.2015
В условиях обострившейся конкуренции в глобальной экономике, сопровождающейся финансовой нестабильностью, на первый план выходит соперничество между регионами за инвестиции. В отдельных регионах ситуация усугубляется внутренними проблемами, ведущими к региональным диспропорциям.
Необходимым элементом инфраструктуры для привлечения инвесторов, как показывает глобальный опыт, являются индустриальные парки и другие аналогичные специализированные площадки. Однако существование парка само по себе не является достаточным условием для прихода инвесторов. Мировой опыт позволил выделить несколько компонентов успеха индустриального парка.
Во-первых, это размещение. Оно включает близость к порту или аэропорту. При этом должна быть возможность удобно и недорого осуществлять перевозки от порта или аэропорта до индустриального парка.
Помимо того, при выборе места важно учитывать обеспеченность рабочей силой. С одной стороны, в непосредственной близости от парка должно проживать достаточное количество работников с необходимой квалификацией, с другой — заработная плата не должна быть слишком высокой. Из-за разумного баланса этих двух характеристик для размещения индустриальных парков часто выбирают пригороды крупных городов.
Также необходимо принимать во внимание удобство для профессионалов и экспатов. Иностранные компании при локализации нередко предпочитают индустриальные парки благодаря наличию готовой инфраструктуры и возможности быстрого запуска производства. Для их сотрудников может быть важным наличие условий для проживания, социальной, развлекательной инфраструктуры.
Во-вторых, ключевой характеристикой парка является его инфраструктурное обеспечение. В этом случае важно не только наличие основных элементов обеспечивающей инфраструктуры, но и их стабильное функционирование, а также приемлемые цены. Предоставление этих услуг требует тесного взаимодействия между различными министерствами, органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями.
Третьим важным условием является эффективность управления парком. Инвесторы (особенно иностранные) сталкиваются с большим количеством проблем при организации производства и последующем функционировании. Управляющая компания парка должна способствовать их успешной работе. Поддержка со стороны управляющей компании может включать в себя маркетинг, информационную и процедурную поддержку. Если заинтересованность управляющей компании в успешной работе каждого резидента отсутствует, то даже индустриальный парк с хорошим расположением и превосходными инфраструктурными характеристиками не сможет привлечь инвесторов.
Как уже было сказано выше, индустриальный парк — необходимое, но не достаточное условие привлечения инвесторов. Активность в регионе определяется инвестиционным климатом и может быть увеличена с помощью грамотного маркетинга территорий: это энергичное продвижение региона, в том числе за рубежом, информирование инвесторов о существующих условиях бизнес-среды, изучение запросов конкретных инвесторов.