Изменения на SEO рынке. Итоги 2015 года
13.01.2016
SEO (search engine optimization или поисковая оптимизация) – это комплекс мер по оптимизации сайта, направленных на повышение позиций продвигаемого сайта в результатах поиска по определенным запросам пользователя. Чем выше позиция сайта в поисковой выдаче, тем больше заинтересованных пользователей посещают его. Таким образом, поисковая оптимизация необходима как информационным ресурсам, так и коммерческим: первым – для увеличения трафика, вторым – для привлечения потенциальных клиентов.
Рынок SEO и, соответственно, стратегия действий SEO-оптимизатора, в первую очередь зависит от критериев ранжирования поисковыми системами результатов поиска. 2015-й год, как и предыдущие, характеризуется значительными изменениями на рынке: Яндекс и Google продолжили обновлять свои алгоритмы, появились новые фильтры поисковой выдачи, были улучшены сервисы для веб-аналитики.
Ранее значимым критериев ранжирования сайтов было количество внешних ссылок на ресурс, размещенных на сторонних сайтах (или ссылочная масса) – чем ресурс интереснее и полезнее пользователям, тем больше сайтов на него ссылается. В связи с этим появились «серые» схемы по повышению позиций сайта в выдаче – не за счет постепенного наращивания количества ссылок с внешних ресурсов с релевантным контентом, а в результате массовой покупки SEO-ссылок на специализированных биржах. Таким образом, в результате произошедших изменений (например, появление алгоритма «Минусинск» и обновление фильтра АГС от Яндекс, а также «мобайлгеддон» от Google) SEO-оптимизаторам, практикующим покупку ссылочной массы, пришлось значительно скорректировать свою стратегию по продвижению сайтов в поисковых системах.
«Минусинск» и АГС
«Минусинск» и АГС – это алгоритмы Яндекс, направленные на борьбу со ссылочным спамом в Рунете. В 2014 году Яндекс неоднократно заявлял, что использование SEO-ссылок для поискового продвижения негативно влияет на экосистему Интернета, поскольку ресурсы компаний в таком случае тратятся не на качественное улучшение содержания сайтов для пользователей, а на поддержание низкокачественных сервисов по продаже ссылок.
С 15 мая 2015 года начал работу, пожалуй, самый известный алгоритм от Яндекс, названный в честь сибирского города Минусинска. Суть работы алгоритма заключается в том, чтобы определить те сайты, которые используют SEO-ссылки для поискового продвижения, и ограничить их выдачу в результатах поиска, обычно на срок от одного до нескольких месяцев.
Несколько месяцев спустя, в начале сентября 2015 года, заработал обновленный алгоритм АГС, который понижает в поисковой выдаче малополезные для пользователей сайты, созданные для размещения ссылочной массы. Также этот фильтр обнуляет ТИЦ (тематический индекс цитирования) подобных ресурсов, что снижает «авторитет сайта» для поисковика.
Внедрение «Минусинска» и АГС привело к потере позиций крупными игроками на рынке SEO-ссылок за счет того, что их массовая закупка стала неприемлемо рискованной для клиентов. Яндекс планирует и далее бороться со ссылочным спамом, поэтому в последующем алгоритмы будут значительно совершенствоваться.
«Мобайлгеддон»
Для мирового SEO в 2015 году значимым событием стали меры Google по снижению позиций (или пессимизации) в поисковой выдаче сайтов, не адаптированных для мобильных устройств. В марте был запущен алгоритм Mobile friendly, который эксперты назвали «мобайлгеддоном».
Изменения после ввода алгоритма в действие стали видны не сразу, особенно в Рунете, поскольку лишь немногие сайты в России имеют мобильную версию. Однако согласно данным ресурса LiveInternet, в декабре 2015 года практически 60% трафика в российском Интернете пришлось на мобильные устройства. Таким образом, значимость адаптивного дизайна сайта при поисковой оптимизации в дальнейшем будет увеличиваться.
Прогноз на 2016 г.
Судя по последним событиям, поисковые системы продолжают усложнять «правила игры» на рынке SEO. Это значит, что оптимизаторам с каждым нововведением становится труднее корректировать способы продвижения ресурса и выделять продвигаемый сайт среди конкурентов даже за счет создания качественного контента, полезного пользователям. Это обусловлено тем, что несколько десятков лет назад достаточно было оптимизировать сайт под ограниченный список факторов ранжирования, сейчас же необходимо учитывать несколько сотен факторов в результате постоянной работы Яндекс и Google над своими алгоритмами. При этом поисковики также в последнее время начали «наказывать» сайты, для продвижения которых, по их мнению, используются нежелательные методы: даже ресурсы с качественным контентом не застрахованы от ограничения в поисковой выдаче.
Таким образом, SEO-оптимизация – это очень сложный и многогранный процесс, который требует привлечения квалифицированных и опытных специалистов, способных обеспечить естественное улучшение позиций сайта в рейтинге поисковых систем.