Коньяк становится все более популярным алкогольным напитком
18.03.2014
Коньяки и коньячные напитки в России становятся все более популярными. По данным аналитического отчета «Рынок вина и винодельческих изделий: комплексный анализ и прогноз до 2016 года», подготовленного Intesco Research Group, розничные продажи этих алкогольных напитков в период 2010–2012 годов выросли в натуральном выражении более чем на 11% (с 2007 года рост на 39%), что произошло в противовес общей тенденции к спаду потребления и продаж алкогольной продукции. При этом в 2013 году возможно некоторое снижение показателей по отношению к пиковому 2012 году в пределах 1% ввиду значительного роста цен на продукцию.
На международном рынке под коньяком подразумевают бренди, произведенный в конкретном регионе — Пуату-Шаранта (где расположен город Коньяк). В России же коньяком называют крепкий винодельческий напиток (объемная доля спирта не менее 40%), произведенный из коньячного дистиллята и выдержанный в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Бренди, в свою очередь, входит в коньячные напитки вместе с граппой, кальвадосом, арманьяком и т. п., либо, как в классификации ОКПД, весь вышеперечисленный алкоголь относится к спиртным напиткам, полученным в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда, сброженного плодового сусла или плодовых выжимок.
На динамичный рост показателей по коньяку и коньячным напиткам на рынке в последнее десятилетие влияли, прежде всего, мировые тренды по изменению потребительских предпочтений в сторону более крепкого спиртного, а также ужесточение законодательства в России по отношению к слабому алкоголю. Более того, коньяк в сознании потребителя является престижным и статусным алкоголем, и ввиду небольшого роста благосостояния в основных регионах-потребителях наблюдается положительная динамика по продажам коньяка.
В 2012 году розничные продажи коньяка на душу населения в России составили 0,89 л — абсолютный максимум в рассматриваемом периоде. К тому же стоит заметить, что в таких регионах, как, например, Калининградская и Магаданская области, показатель превышает общероссийский более чем в два раза.
Так, Северо-Западный федеральный округ является лидером среди прочих округов по потреблению коньяка и коньячных напитков на человека, хотя значительно отстает по общему объему розничных продаж от ЦФО, что естественным образом объясняется разницей в численности населения входящих в них субъектов.
По прогнозам аналитиков Intesco Research Group, доля СЗФО и ЦФО в общей структуре розничных продаж коньяка и коньячных напитков в 2013 году превысит половину всего объема рынка на 1,5%. Общий объем продаж в этих федеральных округах также увеличится, что нельзя сказать о трех последних округах по данному показателю.
Таким образом, в 2013 году результат по России в целом по продажам коньяка и коньячных изделий в натуральном выражении будет немного ниже, чем в 2012 году, несмотря на продолжение прироста в основных федеральных округах — потребителях. Объясняется подобная ситуация высокой чувствительностью населения (особенно южных регионов, оказавших наибольшее влияние на снижение показателя) к колебаниям цены на товар. При этом необходимо отметить, что в стоимостном выражении рост объема розничных продаж коньяка и коньячных изделий продолжится.