Налог на имущество как один из основных источников налоговых доходов регионального бюджета

01.09.2014

Налог на имущество относится к региональным налогам. Для юридических лиц действует налог на имущество организаций, для населения — налог на имущество физических лиц. Ставка по налогам устанавливается региональными властями; по налогу на имущество организаций она не может превышать 2,2 % от среднегодовой стоимости, а по налогу на имущество физических лиц — до 2 % от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Налог на имущество организаций рассчитывается, исходя из среднегодовой стоимости основных средств, причем с 2013 года движимые основные средства данным видом налога не облагаются. В ноябре 2013 года в главу 30 Налогового кодекса были внесены изменения, позволяющие региональным властям обязать собственников торговых и деловых центров платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной, в отличие от использовавшейся ранее инвентаризационной. Однако, учитывая обязательные условия для введения (утверждение результатов кадастровой оценки и внесение изменений в региональные законы о налоге на имущество организаций), новые правила расчета могут вступить в силу не ранее 2015 года.

При государственной кадастровой оценке объектов недвижимости применяется Федеральный стандарт оценки, разработанный с учетом международных стандартов оценки. В соответствии с этим стандартом при определении стоимости учитывается территориальный рынок недвижимости, цены сделок, предложений о продаже, информация об арендных ставках, текущей доходности инвестиций в объекты недвижимости, затратах на эксплуатацию, цены на строительные материалы, цены на земельные участки, стоимость подключения к коммуникациям. Эти данные позволяют либо сопоставить оцениваемые объекты с аналогичными, присутствующими на рынке, либо оценить доходность объекта или затраты на его строительство.

Аналогичные изменения ждут и налог на имущество физических лиц. Новый налог на недвижимость предлагается рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта, при этом предусмотрен необлагаемый налогом вычет. Увеличивать налоговую нагрузку предполагается в течение пяти лет. Рост выплат будет отличаться в зависимости от региона и типа жилья.

Пока же среди налоговых доходов налог на имущество в большинстве регионов находится на втором-третьем месте по вкладу в региональный бюджет. В 2014 году он формировал в среднем 15 % налоговых доходов региональных бюджетов. В некоторых регионах его доля доходила до 22–27 %: лидерами по этому показателю были Вологодская и Липецкая области, чуть ниже был вклад налога на имущество в бюджеты Республики Коми, Белгородской области и Хабаровского края (22–23 %). Однако абсолютные показатели в этих регионах сравнительно невелики. Значительно выше они в Татарстане, Свердловской области, Красноярском крае (притом что безусловными лидерами являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург). Если говорить об экономических характеристиках этих регионов, то Свердловская область входит в десятку регионов с максимальными налоговыми доходами в расчете на одного жителя и по показателю ВРП, Татарстан — по промышленному производству и инвестициям, а Красноярский край — по показателю ВРП.