Несмотря на высокие пошлины, нефтяники не спешат с модернизацией

03.03.2014

В конце 2011 года в России начала действовать налоговая система «60 – 66 – 90», которая предполагает коэффициенты в расчете экспортной пошлины на нефть в размере 60% от разницы между средней ценой нефти за месяц и ценой отсечения в 182,5 долл. за тонну, на темные нефтепродукты — 66% нефтяной, на бензин — 90% нефтяной. Цель введения такой системы состояла в снижении налоговой нагрузки с добычи сырой нефти, стимуляция ее глубокой переработки и выпуск светлых нефтепродуктов. Однако система пока не принесла ожидаемых результатов в полной мере, выпуск темных нефтепродуктов по-прежнему растет. Так, в 2012 году на территории России было произведено более 75 млн тонн мазута, и, по оценкам аналитиков, в 2013 году выпуск увеличится еще на 4%. В то время как объем производства дизельного топлива в последние годы показывает спад.

График. Динамика объемов российского производства мазута и дизельного топлива

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Intesco Research Group

Таким образом, несмотря на высокие экспортные пошлины, поставки мазута за рубеж являются одним из ключевых видов заработка для отечественных нефтяников. По мнению некоторых экспертов отрасли, планка в 66% недостаточно высока, чтобы серьезно снизить привлекательность экспорта сырья, в связи с чем новое повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты может изменить ситуацию. Ведь при сохранении ориентации отрасли на выпуск и экспорт мазута о модернизации нефтепереработки можно забыть, а между тем уже сейчас отрасль является устаревшей. Несмотря на то что модернизация своих НПЗ требует от нефтяников больших затрат, в будущем она принесет отечественной экономике немало пользы, поскольку предложение бензина на внутреннем рынке возрастет, что в свою очередь приведет к снижению цен на автомобильное топливо. Кроме того, на мировых рынках стоимость бензина гораздо выше стоимости мазута, поэтому объем российского экспорта в стоимостном выражении может значительно увеличиться.

Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок танкерного флота и нефтеналивных портов: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.