Переизбыток мирового транспортного флота
26.05.2014
Тоннаж мирового торгового флота в 2013 году приблизился к отметке 1 629 млн тонн. На рост мирового флота оказывает влияние глобализация и расширение мировой торговли, однако эксперты считают, что увеличение морского флота опережает спрос на его услуги. Мировая экономика растет невысокими темпами, а объемы совокупного импорта в последние два года даже сократились.
Рисунок 1. Динамика совокупного мирового импорта и тоннажа торгового флота в 2009-2013* гг.
Источник: UNCTAD, International Trade Centre
Среди факторов, негативно влияющих на развитие морских перевозок, можно выделить экономическую неопределенность, ограниченность торгового финансирования, пиратство на море и геополитическую напряженность, а также торговые барьеры, динамику прямых иностранных инвестиций и развитие инфраструктуры.
Переизбыток торгового флота связан с вводом в действие большого числа новых судов, пик которого пришелся на 2008 год, когда мировой флот пополнился 3 748 судами, с общим тоннажем 96,4 млн тонн, из которых 45% принадлежало на долю балкеров, 28% — танкеров и 15% — контейнерных судов. Ситуация усугубилась после кризиса, в 2011–2012 годах.
В структуре мирового транспортного флота доминируют нефтяные танкеры и сухогрузы, на их долю по итогам 2013 года приходилось три четверти общего тоннажа. Отметим, что доля танкеров постепенно снижается: в 1980 году они составляли половину общего тоннажа, в 2005 году — 38%, а в 2013 году — только 30%. Доля балкеров, напротив, росла: с 2005 по 2013 год она увеличилась на 6 процентных пунктов — с 36 до 42%.
Снижение доли нефтяных танкеров в общей структуре сопровождалось переизбытком тоннажа, компенсировать который не мог даже существенный рост импорта нефти в Китай. Наибольший переизбыток предложения наблюдался среди самых крупных танкеров VLCC. Спад в розничной торговле и строительстве, вызванный кризисом, в первую очередь сказался на сухогрузах и контейнерных судах.
Отметим, что в последние годы появилось несколько новых типов морских судов: ролкеры для перевозки транспортных средств и людей, транспортеры транспортных средств, транспортеры сжиженных природного и нефтяного газов; кроме того, появились комбинированные суда, которые позволяют перевозить на одном судне разные типы грузов. Однако новым типам судов пока не удается занять заметное место в общей структуре.
Растущие цены на топливо снизили рентабельность морских перевозок, что сделало основной задачей судостроения снижение энергозатрат судов и повышение эффективности использования топлива. Кроме того, работа в этом направлении обусловлена принятием международных экологических нормативов.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок морских и речных грузоперевозок: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.