Проекты ГЧП в переработке ТБО

27.12.2014

Утилизация отходов — очень актуальная проблема для России. Особенно этот вопрос важен для сфер — производителей отходов, таких как добыча полезных ископаемых, металлургия, а также для сфер-потребителей: производство шин, средств защиты растений, бытовой техники, пищевая промышленность, розничная торговля.

По сообщению Счётной палаты, в России насчитывается более 1 тыс. полигонов, около 15 тыс. санкционированных свалок, 17 тыс. несанкционированных свалок и около 13 тыс. несанкционированных мест размещения отходов. Общая площадь полигонов, санкционированных и несанкционированных свалок и промышленных площадок предприятий, где размещаются отходы производства и потребления, составляет около 4 млн га, кроме этого, каждый год под их размещение выделяется ещё порядка 0,4–0,5 млн га земли. Их площадь сопоставима с площадью таких государств, как Нидерланды и Швейцария. В то же время переработке в России подвергается менее 40 % промышленных и до 10 % твёрдых бытовых отходов, поэтому размер Швейцарии для российских свалок не предел.

Учитывая, что полигоны мусора заполнены в среднем по стране на 50–90 %, вскоре может наступить мусорный коллапс. С целью рационализации утилизации твёрдых бытовых отходов Общественной палатой РФ была предложена резолюция, по которой к 2025 году в России должны полностью запретить полигоны твёрдых бытовых отходов, за исключением небольших свалок рядом с мусороперерабатывающими заводами (МПЗ) и свалок, предназначенных для неперерабатываемых отходов (пищевых, медицинских, токсичных отходов и др.).

Согласно данным Росприроднадзора, в России работает менее 400 предприятий по сортировке и утилизации ТБО. Это число в три раза меньше, чем требуется для масштабов нашей страны. Выходом из сложившейся ситуации уже несколько лет называют государственно-частное партнёрство. Этот механизм видится в заключении концессионных соглашений между муниципальными образованиями регионов и частными инвесторами с целью строительства/реконструкции объектов размещения, использования и обезвреживания твёрдых бытовых отходов. Во многих федеральных документах экологической направленности заявляется о развитии ГЧП в экологической сфере, однако результатов эффективного развития партнёрства государства и бизнеса практически нет.

На начало 2014 года, согласно данным рейтинга развития ГЧП в регионах РФ, насчитывался 131 проект, из которых 7 проектов ГЧП относились к концессионным проектам в сфере обращения с ТБО. Концессионные соглашения представляют собой форму партнёрства, при которой инвестор проектирует и строит объект, а затем на протяжении определённого срока (10, 15, 20 лет) ведёт его эксплуатацию, предоставляя услуги и возвращая, таким образом, свои вложения в строительство. Как только срок соглашения заканчивается, инвестор передаёт право владения и пользования государству.

Даже самый известный проект ГЧП по переработке ТБО — строительство Янинского мусороперерабатывающего завода, который должен был начаться в 2011 году, до сих находится на стадии подписания соглашений, передачи прав и обязанностей и других формальных процедур. В 2011 году по этому проекту правительство Санкт-Петербурга и греческий консорциум Aktor S.A. — Aktor Concessions S.A. — Helector S.A. подписали концессионное соглашение, а в мае 2014 года Aktor-Helector передал все права и обязательства по проекту в пользу новой структуры — ООО «Левашово. Мусоропереработка. Проект» (ЛМП), с которым администрация Санкт-Петербурга и «ВТБ Капитал» подписали соглашение о финансировании. Запланировано, что мусороперерабатывающий завод будет построен в течение двух ближайших лет. Это один из немногих примеров ГЧП в секторе переработки ТБО. Важным и благоприятным фактором этого является готовность правительства региона гарантировать привлекаемым партнёрам тариф на утилизацию, обеспечивающий окупаемость их инвестиций. Учитывая, что тарифы действующих полигонов намного ниже без гарантии региональной власти, современные проекты мусороперерабатывающих заводов являются провальными.