Трудности соприкосновения государства и IT-аутсорсинга

28.01.2015

Переменчивые успехи ИТ-аутсорсинга в государственном секторе обусловлены двумя важными взаимозависимыми факторами, первый из которых — востребованность аутсорсинга в принципе. Организации, передающие те или иные непрофильные виды деятельности специализированным компаниям, нацелены на высокую экономическую эффективность — сокращение текущих расходов, оптимизацию процессов. Кроме того, они хотят внедрять современные технологии работы. Этот подход по своей природе не характерен для государственных учреждений, т. к. их задачей является противоположная деятельность — освоение бюджетных средств, и открытие возможностей для экономии, в особенности в середине года, по сути, нежелательно.

Другая сложность аутсорсинга для государственных органов, достаточно остро касающаяся ИТ-сферы, — это однолетняя система планирования бюджета. Контракты на предоставление услуг заключаются только на один год, и вероятность смены компании-аутсорсера негативно сказывается на общем качестве оказываемых услуг. Долгосрочные ИТ-проекты предполагают трудоёмкую, капиталоёмкую и, главное, наукоёмкую работу на стадии внедрения, поэтому возможный уход с проекта на следующий год вынуждает ИТ-компании решать существующие проблемы не комплексно, а по одиночке и в рамках краткосрочной перспективы, чтобы не отдавать полноценно выстроенную систему конкурентам в случае внезапного выигрыша конкурса на оказание услуг другой компанией. Для решения подобных проблем, например, в Москве осуществляется переход на трёхлетнее планирование.

Ещё один проблемный вопрос ИТ-аутсорсинга для государства — это существование приоритета стоимости услуги перед экономической эффективностью проекта и качеством. Кроме того, в большей части конкурсов при оценке заявок не учитывается репутация компании-исполнителя, что, с одной стороны, в определённой степени уравнивает шансы новых и давно функционирующих игроков, а с другой — предоставляет поле действия недобросовестным компаниям, уже по факту не способным в должной мере оказать заявленные в конкурсной документации услуги или оказать их качественно.

При этом государство в целом можно назвать своеобразным «запоздалым» клиентом в части ИТ-услуг. Однако у этого явления можно вывести сразу три положительных следствия: для ИТ-компаний данный рынок в долгосрочной перспективе будет являться ненасыщенным, а государство может позволить себе избежать ошибок, допущенных во время тестирования и первичного внедрения продуктов ранее, а также в определённой степени благодаря отсутствию «инновационности» получить услуги по более низкой цене.

Как бы то ни было, государство входит в число наиболее важных клиентов ИТ-сектора, а внедрение информационных технологий является обязательным фактором развития государственной системы, в связи с чем и тем и другим необходимо подстраиваться и становиться более гибкими. Интересно отметить, что именно информационные технологии могут действительно помочь неповоротливому государственному аппарату стать гибче.