Закон о СРО на финансовых рынках
01.02.2016
Саморегулируемые организации – это некоммерческие организации, которые объединяют субъектов предпринимательской деятельности, работающих в определенной отрасли или действующих на одном рынке, либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Основная идея саморегулирования заключается в передаче государством СРО контрольных и надзорных функций за деятельностью участников рынка.
В мировой практике существуют успешные примеры саморегулирования на различных рынках. Впервые на законодательном уровне СРО стали широко распространены в США и Великобритании, а затем также в странах Европейского Союза. В мире саморегулирование чаще всего практикуется на рекламном и финансовом рынках.
В России саморегулирование уже применяется в строительстве, проектировании, энергетике, сфере рекламы, аудита и т.д., а с 11 января 2016 года в России вступил в силу закон о СРО на финансовом рынке. Это значит, что такие организации должны приобрести статус СРО в одной или нескольких сферах: всего их 16, включающих в себя деятельность брокеров, дилеров, депозитариев, НПФ, страховых организаций, МФО, форекс-дилеров и пр.
Для получения статуса СРО на финансовом рынке организации необходимо объединять не менее 26% от общего количества организаций в соответствующей сфере, то есть для каждого вида деятельности может существовать не более 3 СРО. Данное ограничение мотивировано тем, что оно должно привести к недопущению создания СРО- «однодневок».
Что касается СРО форекс-дилеров, то к ним предъявляются особые требования: членами такой СРО могут быть только форекс-дилеры, при этом организация обязана формировать компенсационный фонд – в него вносится не менее 2 млн рублей от каждого участника.
Одним из отрицательных факторов нового закона является обязательный характер членства в СРО в отличие от традиционной модели саморегулирования, основанной на добровольности объединения. Законодательством установлено, что с 1 января 2016 года для осуществления своей деятельности участники рынка должны не только получить лицензию у Банка России, но и в обязательном порядке присоединиться к одной из профильных СРО. Проблема состоит в том, что в настоящий момент на рынке нет ни одной аккредитованной регулятором СРО форекс дилеров.
Более того, закон практически устанавливает монополию СРО, что противоречит самой концепции саморегулирования: множество СРО на рынке должно способствовать конкуренции между ними и выработке лучших стандартов для блага инвесторов. По новому закону, хотя стандарты и разрабатываются СРО, они затем утверждаются единым органом в Банке России. Таким образом, саморегулируемые организации лишены свободы при установлении стандартов и правил профессиональной деятельности.
Пожалуй, еще одним отрицательным фактором для российских компаний является тот факт, что закон не касается иностранных форекс-дилеров, ведущих свою деятельность на территории России. Это уже привело к тому, что некоторые участники рынка закрыли российские структуры и стали осуществлять свою деятельность с помощью зарубежных офисов.
Положительные моменты закона о СРО на финансовом рынке касаются в основном клиентов форекс-дилеров. В результате двойного контроля со стороны регулятора и СРО повысится прозрачность рынка. При этом за счет высоких требований к компаниям и установленных стандартов СРО с рынка уйдут недобросовестные игроки, которые препятствовали развитию здоровой конкуренции. Кроме того, вводится механизм судебной защиты инвесторов: ранее сделки на рынке форекс в России её не имели.
Тем не менее, пока неизвестно, насколько эффективен будет закон: это станет понятно через несколько месяцев, когда на рынке появятся первые аккредитованные СРО. Можно сказать, что из всех участников рынка ценных бумаг форекс-дилеры подвержены самому высокому регуляторному риску. Это обусловлено «сыростью» закона, неполной нормативной базой и отрицательным отношением регулятора к внебиржевым рынкам.