Закон по PPPs: дождемся ли?
03.09.2014
В конце июля, перед уходом на каникулы, Государственная дума в третьем чтении утвердила очередные поправки в закон о концессионных соглашениях. А столь активно обсуждаемый законопроект по государственно-частному партнерству (ГЧП) вряд ли будет принят в скором времени. Весной Игорь Шувалов поручил Министерству экономического развития ускорить подготовку поправок ко второму чтению. Подправленная и дополненная версия была готова в первом месяце лета, ее поставили в график обсуждений в начале июля. Но обсуждения так и не произошло. С учетом того факта, что с законопроектом серьезно затягивают (первое чтение зон прошел в Госдуме в мае 2013 года и с тех пор дальше не продвинулся), можно сделать вывод, что серьезно заинтересованные в нем влиятельные лица или компании на сегодняшний день попросту отсутствуют.
Сегодня большинство успешных проектов государственно-частного партнерства реализуются в рамках концессионного законодательства, которое в течение девяти лет перманентно качественно развивается, в том числе ввиду наличия заинтересованных сторон. В первую очередь, это ГК «Автодор». И если изначально документ был сфокусирован в большей степени на транспортной инфраструктуре, то сегодня он становится более гибким и относительно успешно распространяется на такие сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика или социальная инфраструктура.
При этом стоит отметить, что такое активное развитие ФЗ-115 («О концессионных соглашениях») всё в большей степени тормозит принятие закона о ГЧП. К концессионной форме многие чиновники «привыкли» и постепенно начинают разбираться в ее тонкостях, уже накопилась определенная практика применения, и, как было сказано ранее, расширяются сферы применения концессий.
Несмотря на это, у законопроекта о ГЧП есть свои преимущества: например, отсутствие ограничений по перечню объектов; отсутствие типовых форм, которые в случае с концессиями больше мешали, чем помогали; возможность заключения трехсторонних соглашений, где третья сторона — кредитор (трехстороннее соглашение делает вложения кредитных организаций менее рискованными и дает право замены частного партнера, если тот не справляется со своими обязанностями), а также возможность оформления инфраструктурного объекта в собственность частного инвестора.
Как бы то ни было, федеральный закон о ГЧП нужен, чтобы подобные преимущества могли использовать все участники рынка, а не только в некоторых продвинутых субъектах России, где с помощью тщательной проработки регионального закона создали комфортные условия для государственно-частного партнерства. Потому что пока существующие в регионах законы «Об участии…» носят весьма осторожный и рамочный характер.